Совещание в Красноярском МТУ ВТ ФАВТ
figure

20.04.2013

Совещание в Красноярском МТУ ВТ ФАВТ

                                                                                                                                                                                                                                        Красноярск, 10-11 апреля 2013 года

10-11 апреля 2013 года в Красноярском межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (МТУ ВТ ФАВТ) состоялось совещание руководителей и ведущих специалистов авиационных администраций, авиакомпаний и предприятий аэронавигации Сибирского федерального округа с экспертами в области аэронавигационного обеспечения . Совещание было посвящено вопросам подготовки документов аэронавигационной информации в соответствии с требованиями нормативов РФ и международных стандартов. были рассмотрены технологии выполнения работ в рамках реализации Федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы» и Дорожной карты ИКАО.

Федеральной целевой программой «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы» и, в особенности, разделом, касающимся воздушного транспорта, предусмотрено с 2012 года начать работы по подготовке массивов цифровой информации о местности и препятствиях в районах аэродромов и на воздушных трассах Российской Федерации. Эта информация должна отвечать действующим национальным и международным стандартам, учитывать перспективные требования, направленные на обеспечение безопасности полётов воздушных судов (ВС).

Реализация ФЦП вполне согласуется и с положениями Дорожной карты ИКАО. Так, в настоящее время завершается её первый этап по переводу аэронавигационной информации в единую систему координат WGS-84; в дальнейшем предстоит перевод в цифровой вид всего объёма геодезических и картографических данных (формирование электронных баз данных о местности и препятствиях, преобразование картографических данных аэродромов), внедрение новых программ построения схем маневрирования ВС.

На совещании были подчеркнуты технические решения и успехи в комплексном решения производственных этапов по реализации «Дорожной карты ИКАО. Поэтапный план перехода от САИ к УАИ» (рис. 1) и намечены следующие шаги по построению системы сбора, хранения, редактирования и предоставления аэронавигационной информации.
В совещании участвовали геодезисты, провайдеры услуг ОВД, представители аэродромов, авиакомпаний, дизайнеры воздушного пространства и процедур, аэронавигационные картографы и издатели АИП, специалисты по аэронавигационным базам данных.

 Основной целью совещания был активный диалог среди участников по обмену положительным опытом в регионе и освещению новых технологий получения, обработки и публикации аэронавигационных данных в системе ПЗ-90 (WGS-84) с фокусированием аудитории на особую важность комплексного внедрения ПЗ-90 (WGS-84) в качестве общей системы отсчета для целей аэронавигации.

Вели совещание зам. начальника Управления организации использования воздушного пространства ФАВТ Владимир Пустоваров и начальник Западно-Сибирского МТУ ВТ ФАВТ Вячеслав Сороговец.

Как было отмечено во вступительном слове Владимира Пустоварова, переход отрасли на новые стандарты и технологии подготовки аэронавигационных данных должен быть информационно обеспечен. Специалисты, работающие на местах, должны иметь возможность знакомиться с лучшим российским и зарубежным опытом реализации подобных проектов, знать реальное положение дел на отечественном рынке соответствующих услуг и предложений, видеть взаимосвязь отдельных этапов совершенствования деятельности в сфере аэронавигации и, как результат, уметь решать проблему комплексно и с минимальными издержками. В тоже время руководство ФАВТ должно представлять реальную картину по положению дел в каждом регионе Российской Федерации. Реальная ситуация в регионах РФ часто сопряжена с недостаточностью финансирования, нехваткой квалифицированных кадров и отсутствием необходимых методических материалов. В этом плане роль совещания в Красноярском МТУ ВТ ФАВТ как раз и заключается не только в информационном сопровождении процесса перехода на новые стандарты и технологии, но и в выявлении проблемных мест и ситуаций которые необходимо исправлять.

С приветственным словом выступили руководитель Красноярского МТУ Сергей Родькин и представитель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Георгий Ситников.

В информации представителя МАК была подчеркнута актуальность реализации поэтапных планов Дорожной карты ИКАО, ускорения согласования и ввода в действие нормативных актов устанавливающих современные требования для сертификации аэродромов.

 

С основным докладом «Состояние, проблемы перехода от САИ к УАИ в Российской Федерации и пути их решения» , задавшим тон технической стороны совещания выступил начальник отдела аэронавигационного и метеорологического обеспечения полетов ФАВТ Юрий Долголенко.

В его докладе было подчеркнуто, что Дорожная карта представляет собой практическое руководство государствам по разработке и внедрению собственной стратегии по развитию аспектов предоставления аэронавигационной информации. При этом основные требования по переходу вытекают из Глобального аэронавигационного плана (Dос 9750), Глобальной эксплуатационной концепции ОрВД (Dос 9854) и других документов ИКАО.

Согласно «Дорожной карте» завершение перехода от САИ к УАИ планируется к 2016 году. В соответствии с планами ИКАО переход от САИ к УАИ представляет собой существенно новый метод предоставления информации, который основан на использовании автоматизированных средств передачи данных в цифровом виде. Прикладные системы, используемые при участии всех поставщиков данных в УАИ, будут связаны и совместимы через web-интерфейс для получения данных, преобразования и компоновки в аэронавигационную информацию с последующим предоставлением ее пилотам, авиадиспетчерам и другим пользователям данных.

В УАИ, будет использоваться единый глобальный подход, который определяет предоставление аэронавигационных данных в реальном масштабе времени, требуемого качества, совместимости различных систем обмена данными, учитывающий потребности пилотов на всех этапах полета воздушного судна, а также действующих и будущих систем ОрВД.

В настоящее время в Российской федерации (РФ) завершены работы по фазе 1 (этап Р-05) ДК касающиеся перевода аэронавигационной информации в единую систему координат ПЗ 90.02 (WGS-84); начаты работы по переводу в цифровой вид всего объёма геодезических и картографических данных - фаза 2 (формирование электронных БД о местности и препятствиях, преобразование картографических данных аэродромов) и фаза 3 - внедрение новых программ построения схем маневрирования ВС и управления аэронавигационной информацией.

Реализация фаз и этапов Дорожной карты предусматривала согласованную работу по всем составляющим единого комплекса подготовки аэронавигационной информации:

Геоинформационное обеспечение при подготовке аэронавигационной информации предусматривает подготовку исходной геопространственной информации (Р-04, Р-05, Р-13, Р-14, Р-15) с учетом реализации процедур обеспечения гарантии качества информации, предусмотренных в (Р-17, Р-01, Р-02, Р-07),

 

 

 

 

 

 

Создание базы данных (БД) аэронавигационной информации предусматривает построение системы сбора, редактирования, хранения, обмена и предоставления пользователям необходимой геопространственной и аэронавигационной информации, формирования на ее основе механизма взаимодействия служб определяющих состояние аэронавигационной информации (Р-06, Р-08, Р-09, Р-10),

 

 

 

 

 

 

Формирование и предоставление потребителю окончательной информации включающей все составные элементы аэронавигационной информации, необходимые для безопасного полета и движения воздушного судна (Р-04, Р-11, Р-20), представленные в электронном виде,

 

 

 

 

 

 

Построение системы следования и взаимосвязи геопространственной (исходной информации от оригинаторов) и аэронавигационной информации (окончательной) для предоставления пользователям, отвечающим за безопасность движения воздушного судна (Р-03, Р-9, Р-10, Р-12, Р-16, Р-18, Р-19, Р-21),

 

 

 

 

 

 

Активно ведутся работы по реализации ДК, в части разделов касающихся построения системы и процедур сбора, редактирования, хранения и управления аэронавигационной информацией. Тематика ключевых технических докладов совещания представлена в таблице ниже.

 

Докладчик

Тема доклада, основные вопросы

Эмиль Рагимов

специалист группы аэронавигационной информации отдела ОрВП ФГУП «Госкорпорации по ОрВД»

Организационные вопросы по разработке схем маневрирования воздушных судов

  • Международная и национальная нормативные базы для дизайна терминальных процедур;
  • состав и качество исходных данных;
  • организация процесса разработки процедур;
  • программное обеспечение для расчёта аэродромных схем;
  • современные требования к качеству процедур, организация проверки

Виктор Лобазов,

директор НИЦ «Геодинамика» МИИГАиК, эксперт по аэронавигационному и информационному обеспечению МАК, член рабочей группы COG AIS NF ICAO

  1)    Геоинформационное обеспечение авиации, реализация Дорожной карты ИКАО

  • Программа и сроки перевода аэронавигационной информации всоответствии со стандартами ИКАО;
  • международные и национальные документы по подготовке аэронавигационной информации;
  • национальные документы по подготовке геопространственной информации;
  • состояние работ в РФ по подготовке геопространственной информации по аэродромам и воздушным трассам;
  • направления работ, актуальные виды работ на ближайшее время (включая процессы валидации и формирования баз данных на AXM 5.1, подготовки цифровых моделей рельефа ипрепятствий, AMDB аэродрома)

2)    Об ограничениях на опубликование геодезической и картографической информации в аэронавигационных документах

  • Подготовка геопространственной информации в соответствии снациональными законами и постановлениями, определяющими режим ограничений и доступ к документам, содержащим геопространственую информацию;
  • программа подготовки геопространственной информации дляопубликования её в документах аэронавигационной информации

Александр Разов,

к.т.н., начальник отдела систем сбора и обработки аэронавигационной информации ООО «Монитор Софт»

Комплексная автоматизированная система сбора, передачи, обработки, хранения и распространения аэронавигационной информации

  • Цели и задачи разработки;
  • структура, состав и программные модули системы;
  • автоматизируемые процессы и службы аэронавигационной информации;
  • модель представления аэронавигационной информации;
  • ввод данных в систему;
  • автоматизация процесса рассмотрения и утверждения проектов изменений аэронавигационной информации;
  • подготовка аэронавигационного паспорта аэродрома

Сергей Маслов

главный программист-математик ФГУП «ЦАИ»

Проблемы предоставления аэронавигационной информации в Российской Федерации

  • Источники аэронавигационной информации;
  • оригинаторы аэронавигационных данных;
  • взаимодействие между оригинаторами и разработчиками документов аэронавигационной информации;
  • качество предоставляемых аэронавигационных данных и их аудит

Владимир Лукьянов,

Валерий Сорокин

Старший штурман - начальник отдела аэронавигационной информации ОАО «Авиакомпания «Таймыр»

 

Использование эксплуатационных метеоминимумов авиакомпании на территории Российской Федерации

 

Роман Голубев,

генеральный директор ООО «Служба аэронавигационной информации Восточной Сибири»

Анализ опубликованной аэронавигационной информации по аэродромам и посадочным площадкам Восточно-Сибирского региона

  • Характерные вопросы, возникающие при подготовке документов аэронавигационной информации;
  • проблемы с получением информации о расположении в регионе линий электропередач

Обсуждение докладов показало, что подобные встречи специалистов полезны не только и не столько для знакомства с новыми требованиями (хотя и это крайне важно) - прежде всего, они способствуют точечному выявлению проблем, стоящих перед аэронавигацией, и нахождению эффективных путей их разрешения. Ну и, конечно же, серьёзный интерес вызывает непосредственный опыт организаций-исполнителей, добившихся значимых результатов в работе по внедрению современных национальных и международных стандартов.

Специалист группы аэронавигационной информации отдела ОрВП ФГУП «Госкорпорации по ОрВД» Эмиль Рагимов остановился на порядке разработки терминальных процедур, и нормативной базе, требованиям по составу и качеству исходных данных.

В настоящий момент, в соответствии с Уставом ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» предоставляет услугу по разработке процедур маневрирования в районах аэродромов, вертодромов, включая схемы вылета и захода на посадку, ухода на второй круг, полета в зоне ожидания, а также стандартные маршруты вылета и прилета, маршруты входа (выхода) на воздушные трассы, местные воздушные линии и специальные зоны. Вместе с этим, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не является монополистом по предоставлению услуг в сфере разработки схем маневрирования. Старшие авиационные начальники аэродромов, вертодромов вправе обращаться к сторонним организациям, осуществляющим услуги в указанной сфере деятельности.

Действующий «Временный порядок взаимодействия Росавиации, подведомственных организаций Росавиации и авиационных предприятий при разработке и опубликовании схем маневрирования в районах аэродромов, вертодромов» разработан в интересах реализации пункта 24 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, а также стандартов и рекомендуемой практики ИКАО. На основании его, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», по указаниям Росавиации, а также по запросу старших авиационных начальников аэродромов (вертодромов), организует разработку схем и процедур маневрирования.

В текущем году, в соответствии с согласованным и утвержденным Планом разработки (доработки) схем маневрирования в районах аэродромов, вертодромов 2012-2013 гг., проводятся мероприятия по разработке схем маневрирования для 33 аэродромов.

Александр Разов (начальник отдела систем сбора и обработки аэронавигационной информации компании «Монитор Софт») познакомил участников с опытно-конструкторской разработкой «АНИ», представляющей собой Комплексную автоматизированную систему сбора, передачи, обработки, хранения и распространения аэронавигационной информации (КАС СПОХР АНИ).

КАС СПОХР АНИ имеет трехуровневую структуру и состоит из программно-аппаратных комплексов федерального, регионального и аэродромного уровней, что обеспечивает решение задач органов САИ на федеральном, региональном и местном (аэродромном) уровнях. Все уровни взаимодействуют между собой по четко предписанному механизму. Порядок взаимодействия исключает потерю данных, противоречивые данные, конфликтные ситуации. На каждом уровне готовятся изменения аэронавигационной информации, соответствующие этому уровню. Информация передается в установленном порядке на более высокий уровень для утверждения и на более низкий для использования. В качестве источника достоверной информации выступает государственная база данных (ГБД) АНИ, располагаемая на федеральном уровне.

База данных (БД) является центральным элементом системы управления АНИ. Она обеспечивает хранение АНИ и вспомогательных данных, необходимых для функционирования системы. Структура таблиц БД обеспечивает целостность хранимой информации. База данных имеет поддержку временной модели, благодаря возможности хранения базовых состояний и всех изменений в отдельных записях таблиц БД. Это позволяет получить информацию о состоянии свойств объекта АНИ на любой момент времени. Использование временной модели обеспечивает возможность совместного хранения статических и динамических данных.

Внедрение КАС СПОХР АНИ в Российской Федерации будет осуществлено с 2012 по 2020 годы в рамках Федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы».

На совещание в Красноярске представителем ФГУП "ЦАИ" Сергеем Масловым доложено о шагах, которые выполняет ЦАИ в плане реализации дорожной карты ИКАО. Особенно были отмечены те проблемы с которыми ЦАИ сталкивается при обработки информации приходящей с мест.

Основная масса этих проблем связанна с отсутствием системы менеджмента качества на местах. Внедрение системы менеджмента качества во всех звеньях цепочки аэронавигационной информации одно из основных условий перехода от САИ к УАИ.

Так же было показано что переход от САИ к УАИ требует качественно новых знаний от штурманского состава аэропортов и авиакомпаний. Для решения этой проблемы ЦАИ подготовил и проводит на базе Некоммерческого образовательного учреждения «Корпоративный центр подготовки персонала - Институт аэронавигации» курсы повышения квалификации для специалистов связанных с АНИ.

Целый ряд актуальных аспектов в области подготовки геопространственной информации для подготовки документов аэронавигационной информации был освещён директором Научно-исследовательского центра «Геодинамика» МИИГАиК Виктором Лобазовым.

Основная тема доклада - состояние работ по геоинформационному обеспечению аэродромов и объектов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Почему специалисты аэродромов по несколько раз заказывают проведение одной и той же работы у организаций, которые не умеют и не имеют возможности ее выполнить.

Докладчик особо остановился на регламентном геодезическом обслуживании, позволяющем службам аэронавигации своевременно учитывать новые требования к геоинформации и принимать меры по их реализации.

Как показывает практика, сегодня аэропортам выгодно заключать контракты на непрерывное регламентное геодезическое обслуживание с одной организацией, способной профессионально выполнить весь комплекс работ по геодезическому обслуживанию - от сбора, хранения, обновления и предоставления геодезических и картографических данных в требуемых форматах до их корректировки (например, при смене международных и национальных стандартов). В таком ключе «Геодинамика» взаимодействует более чем с 20 заказчиками.

В рамках работы Круглого стола было высказано ряд комментариев по структуре органов АНИ. Основной тон обсуждений был задан сообщением Николая Тица - менеджера производственно-технической службы дирекции по строительству и сертификации аэропорта ОАО «Ямал СПГ»

                - в аэропорту может быть только один орган САИ - орган старшего авиационного начальника аэродрома. Аэронавигационные данные по аэродрому должны предоставляться всеми службами, осуществляющими авиационную деятельность на аэродроме, в том числе и УВД, ЭРТОС и МЕТЕО, в САИ аэропорта для их сбора, форматирования (в формат паспорта аэродрома, НОТАМ), регистрации и опубликования. САИ аэропорта должна быть первой ступенью контроля аэронавигационных данных по аэродрому, где хранится вся доказательная документация, вторая ступень - региональный орган АНИ и третья ступень - ФГУП «ЦАИ».

                - в аэропорту не должно быть САИ УВД аэропорта. В центре ОВД, оказывающем услуги по аэронавигационному обслуживанию полетов в районе аэродрома, он в структуре ГК по ОрвД или в структуре аэропорта, должен быть штурман, который взаимодействует с отделом АНИ филиала ГК по ОрВД (ЗЦ ЕС ОрВД) и САИ аэропорта. Аэронавигационные данные, касающиеся структуры воздушного пространства, формируются ГК по ОрВД, передаются для утверждения и подготовки поправок в приказы Минтранса в ФАВТ и в ЦАИ для опубликования.

                - САИ аэропорта не отвечает за исходные аэронавигационные данные по аэродрому, за них отвечают службы, осуществляющие аэропортовую деятельность на аэродроме. САИ аэропорта отвечает за форматирование и представление этих данных для опубликования, и предоставление аэронавигационной информации экипажам ВС и службам, осуществляющим авиационную деятельность на аэродроме (брифинг).

                - аэропорт должен сертифицироваться не по «штурманскому обеспечению», а по «обеспечению аэронавигационной информацией».

Следующие основные рекомендации, ключевые вопросы и моменты были озвучены участниками совещания в ходе многочисленных выступлений и дискуссий:

                - во многих аэропортах зоны ответственности филиала "Аэронавигация Центральной Сибири" не достаточно специалистов, занимающихся аэронавигационной информацией. Это вызывает большие сложности в предоставлении в адрес ЦАИ аэронавигационной информации и аэронавигационных данных для опубликования в документах аэронавигационной информации. Без специалистов по аэронавигационной информации не возможен переход от САИ к УАИ;

                - в ИПП (АНПА) координаты опубликованы в системе СК-42, так как у ряда авиакомпаний, авиапредприятий и аэропортов нет средств на проведение геодезической съёмки объектов в геоцентрической системе координат ПЗ-90.02. В связи с этим невозможно опубликовать данные по аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам в АИП России книга 4;

                - на аэродромах, рядом с которыми имеются близко расположенные другие аэродромы (например Иркутск - Иркутск-2 «Восточный»; Улан-Удэ - Улан-Удэ «Восточный» ; Чита Кадала - Домна) разработчики схем маневрирования не учитывают факт возможного наложения схем одного аэродрома на схемы соседнего аэродрома. В результате этого не соблюдаются безопасные интервалы, определенные в ФП ИВП. Практика показывает конфликтность таких схем; разработчики схем часто выполняют расчёты схем как на отдельно стоящих аэродромах, без учёта конфликтного наложения схем от других близко расположенных аэродромов;

                - В АИП вместо метеоминимумов (м/м) аэродромов публикуют лишь значения минимальной высоты снижения (OCH) для категорий ВС, а значения м/м перестали публиковать. У персонала ОВД немало технологических операций, в том числе в соответствии с ФАП, где необходимо учитывать м/м, опубликованный в документах АНИ. Необходимо возобновить публикацию м/м аэродромов в документах АНИ;

                - каков на данный момент статус ИПП? ФП ИВП (Приказ 138) п.26 не устанавливает требований к разработке и ведению ИПП. Но, ФАП ОрВД (Приказ 293) в десяти пунктах имеются ссылки на ИПП (3.5.2; 3.5.5 - 3 раза; 3.9.3.; 4.6.10; 5.2.5; 5.2.7 - 2 раза; 5.3.22; 5.3.37; 5.4.11; 6.7.3);

                - кто обязан рецензировать поступающие на регистрацию ИПП аэродромов, АНППП и поправок к ним;

                - имеет ли право региональное САИ исправлять ошибки (описки), допущенные в ИПП и АНП ПП, при публикации в Сборниках АНИ с последующим доведением исправленных ошибок до старшего авиационного начальника;

                - вновь построенные препятствия опубликованы в «Сборнике аэронавигационных данных искусственных препятствий». Как следует учитывать препятствия, опубликованные ранее в Перечнях МВЛ регионов и других документах;

                - необходимо разработать документ, определяющий функции региональных САИ, авиакомпаний и аэропортов;

                - следует установить обязательный (минимальный) объём информации, необходимый для нанесения на аэродромные схемы, опубликованные в ИПП аэродромов и Сборниках АНИ;

                - необходима типовая «Методика по составлению Инструкций по производству полетов и аэродромных схем».

 

По итогам было принято постановление, в которое были предложены следующие пункты:

               1) Принять к сведению доклады участников.
               2) Рекомендовать старшим авиационным начальникам аэродромов организовать работу комиссий по учёту препятствий в районах аэродромов с целью своевременного внесения изменений в аэронавигационную информацию.
               3) Руководителям авиапредприятий и организаций использовать «Методику расчёта и построения схем маневрирования в районе аэродрома, на маршруте и определения безопасных высот пролёта препятствий с применением традиционных радиотехнических средств», утверждённую 10.05.2012 заместителем руководителя ФАВТ А. В. Ведерниковым.
               4) Руководителям авиапредприятий и организаций провести проверку геодезической и картографической информации в инструкциях по производству полётов аэродромов (вертодромов), аэронавигационных паспортах аэродромов (вертодромов) на соответствие требованиям ИКАО к качеству аэронавигационных данных (при необходимости, выполнить процедуру рассекречивания геоинформации).
               5) Руководителям авиапредприятий и организаций при заключении договоров на выполнение геодезических работ следует учитывать постоянно возрастающий объём и уровень требований к геопространственной информации.
               6) Руководителям авиапредприятий и организаций рекомендовать взаимодействовать с региональными службами аэронавигационной информации при издании предложений по изменению структуры воздушного пространства и проектов НОТАМ.
               7) Предложить руководителям МТУ ВТ ФАВТ провести региональные рабочие совещания со специалистами в области АНИ, акцентируя внимание на комплексность и взаимосвязь решаемых задач от подготовки исходной геодезической информации до формирования документов аэронавигационной информации.

Совещание в Красноярском МТУ ВТ ФАВТ - это второй региональный форум, охвативший весь спектр практических мер по подготовке аэронавигационной информации в соответствии как с нормативами РФ, так и стандартами и рекомендованной практикой ИКАО. Значение его для авиационных администраций и предприятий аэронавигации, призванных уделять постоянное внимание вопросам повышения уровня безопасности полётов воздушных судов и создания привлекательных условий для деятельности отечественных и зарубежных авиаперевозчиков, трудно переоценить.

По мнению участников, во второй половине 2013 г. целесообразно провести третье региональное совещание в центральном регионе РФ, также под эгидой и при организационной поддержке Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) - органа, в максимальной степени заинтересованного в развитии отечественной гражданской авиации и, соответственно, реализации ряда положений ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы» и Дорожной карты ИКАО. По сути, эти совещание могло бы стать полноформатной информационной поддержкой процессу перехода авиационной отрасли России на новые стандарты и технологии подготовки аэронавигационных данных.

По мнению участников, семинар прошел успешно и был чрезвычайно полезен благодаря активному обмену лучшим опытом, направленным на дальнейшую координированную работу в РФ по комплексной реализации Дорожной карты ИКАО и внедрению ПЗ 90.02 (WGS-84) в качестве общей системы отсчета для международной аэронавигации.

Смотреть все новости
география проектов
Закажите консультацию