Геодезическое обеспечение авиации Республики Беларусь

Целью проекта являлось проведение геодезической съёмки аэронавигационных объектов Республики Беларусь на аэродромах городов Минска, Гомеля, Бреста, Гродно, Витебска, Могилёва и воздушных трассах в системе координат WGS-84 — в связи с принятием её в качестве единой геодезической системы для международной гражданской авиации и необходимостью обеспечения требований, предъявляемых ИКАО (Doc 9674), к уровню точности, разрешающей способности и целостности аэронавигационных данных.

 

 

Заказчик: Республиканское унитарное предприятие по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация»
Оборудование и технологии:
  • Спутниковые приёмники Leica GPS1200 (Leica Geosystems, Швейцария); Topcon GB-500, Topcon GB-1000 (Topcon Corporation, Япония);
  • электронные тахеометры Leica TPS1203, Leica TPS1205 (Leica Geosystems, Швейцария);
  • лазерный импульсный топографический дальномер КТД-2-2 (ЛДИ-4) (ОАО «НПП Ульяновский радиоламповый завод», Россия);
  • программное обеспечение BERNESE (Astronomisches Institut Universität Bern, Швейцария);
  • программное обеспечение Leica Geo Office; SKI; LISCAD (Leica Geosystems, Швейцария)
Сроки реализации проекта: 2007 — 2008 гг.

Республиканское унитарное предприятие по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация» (Государственное предприятие «Белаэронавигация») было создано в 1996 году.

В настоящее время предприятие обеспечивает обслуживание 55 международных трасс, в числе которых 33 маршрута зональной навигации и 3 внутригосударственные воздушные трассы. Протяжённость сети международных трасс в воздушном пространстве Республики Беларусь превышает 25 тысяч километров, через Беларусь проходят маршруты более 900 авиакомпаний мира, ежегодно над территорией республики совершается свыше 180 тысяч полётов.

Ситуация

Государственной программой развития гражданской авиации Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы предусмотрен перевод систем и средств аэронавигационного обеспечения аэродромов и воздушных трасс республики на новый информационно-технологический уровень, соответствующий международным стандартам безопасности полётов. Особые требования предъявляются к аэронавигационным данным: согласно нормативам Международной ассоциации гражданской авиации (ИКАО) они должны быть представлены во Всемирной геодезической системе — 1984 (WGS-84).

Решение

Проект был выполнен специалистами НИЦ «Геодинамика» МИИГАиК в период с октября 2007 по декабрь 2008 года. Субподрядчиком с белорусской стороны выступило Республиканское унитарное предприятие аэрокосмических методов в геодезии «Белаэрокосмогеодезия» (РУП «Белаэрокосмогеодезия»). Заказчик работ по проекту — Государственное предприятие «Белаэронавигация».
Инженерно-геодезические изыскания проводились для 6 аэропортов и 5 трассовых объектов Республики Беларусь.

На начальном этапе — за 6 дней в конце ноября 2007 года — было выполнено порядка 40 % полевых работ, включающих создание опорных геодезических сетей аэродромов (в системе WGS-84 с привязкой к мировой геодезической сети IGS), определение аэронавигационных данных аэродромов, а также координат навигационных объектов на аэродромах и воздушных трассах. Программа геодезических наблюдений была составлена с учётом наличия специалистов (было сформировано 3 бригады специалистов по GPS-измерениям, 3 бригады нивелировщиков и 1 — трассовиков), организации эффективного взаимодействия бригад, имеющейся аппаратуры (так, например, были задействованы 24 станции GPS).

На следующем этапе — в феврале-марте 2008 года — была проведена съёмка координат и высот препятствий, сделаны контрольные измерения.

Заключительный этап был посвящён камеральной обработке данных, проводившейся в лабораториях НИЦ «Геодинамика».

В ходе реализации проекта исполнители руководствовались следующими регламентирующими документами:

  1. Руководство по Всемирной геодезической системе — 1984 (WGS-84), издание второе. — ИКАО, 2002;
  2. Аэродромы. Приложение № 14 к Конвенции о международной гражданской авиации, издание четвёртое. — ИКАО, 2004;
  3. Службы аэронавигационной информации. Приложение № 15 к Конвенции о международной гражданской авиации, издание двенадцатое. — ИКАО, 2004;
  4. Основные требования к качеству топографо-геодезических работ, выполняемых в РУП «Белаэрокосмогеодезия». — Минск, 2003.

По завершении проекта Заказчику был предоставлен акт о выполнении работ, а также технический отчёт по объектам (в графическом и цифровом виде).

Результаты инженерно-геодезических изысканий прошли независимую экспертизу в ИКАО и получили положительное экспертное заключение на соответствие требованиям Руководства по Всемирной геодезической системе — 1984 (Doc 9674 — AN/946).

Структура воздушного пространства Республики Беларусь