Геодезическое обеспечение Международного аэропорта «Шереметьево»

Целью проекта являлось комплексное геодезическое обеспечение Международного аэропорта «Шереметьево» для его сертификации в соответствии с нормативами ИКАО.

Заказчик: ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»
Оборудование и технологии:
  • Спутниковые приёмники Wild GPS System 200/300 (Leica Geosystems, Швейцария);
  • оптические теодолиты 3Т2КП, 2Т5КП, 2Т30П (ФГУП «ПО «Уральский оптико-механический завод» имени Э. С. Яламова», Россия);
  • лазерный импульсный топографический дальномер КТД-2-2 (ЛДИ-4) (ОАО «НПП Ульяновский радиоламповый завод», Россия);
  • программное обеспечение SKI (Leica Geosystems, Швейцария);
  • программное обеспечение BERNESE (Astronomisches Institut Universität Bern, Швейцария)
Сроки реализации проекта: 2003 — 2004 гг.

ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» является крупнейшим российским аэропортом по объёмам международных перевозок (более 60 % рынка). Доля регулярных рейсов в общем объёме перевозок составляет 90 %. Аэродром «Шереметьево» относится к классу «А» и приспособлен для эксплуатации всех типов воздушных судов. Ежегодно аэропорт обслуживает свыше 14 млн. пассажиров и более 260 тыс. тонн грузов. Услугами аэропорта пользуются российские и иностранные перевозчики, среди которых мировые лидеры — KLM-Air France, Delta, Finnair, Alitalia, «Аэрофлот» и многие другие.

Ситуация

Перевод навигационного и геодезического обеспечения аэродрома на современный уровень, в соответствии с Распоряжением Минтранса России и рекомендациями Международной ассоциации гражданской авиации (ИКАО), требует проведения геодезической съёмки аэронавигационных ориентиров (АНО) во Всемирной геодезической системе координат WGS-84 и российской геодезической системе координат ПЗ-90.

Данное требование в полной мере было учтено и стратегией развития Международного аэропорта «Шереметьево», направленной на преобразование его в крупный авиационный транзитный узел.

Решение

Наличие у аэродромных служб геодезических данных, представленных в системе координат WGS-84 и отвечающих по полноте, качеству и точности стандартам ИКАО, — это необходимый инструментарий для реализации концепции обеспечения безопасности полётов.

Кроме того, это хорошая основа для решения таких задач, как:

  • повышение точности и надёжности самолётовождения за счёт использования спутниковых технологий;
  • внедрение схем полётов в системе зональной навигации, отвечающих требованиям RNP-5;
  • внедрение схем неточного захода на посадку с помощью спутниковых навигационных систем (без использования наземного радиотехнического оборудования);
  • внедрение системы наземных функциональных дополнений (GBAS), обеспечивающей посадку по минимуму 1 категории ИКАО;
  • внедрение высокоэкономичных схем прибытия (STAR) и убытия (SID), автоматически выполняемых воздушными судами (оборудованными современными бортовыми системами управления полётом);
  • использование систем раннего предупреждения столкновения с землёй.

Проект реализован в период с июля 2003 по февраль 2004 года. Участие НИЦ «Геодинамика» МИИГАиК было обусловлено победой в конкурсе среди организаций, аккредитованных Минтрансом России для проведения данного вида геодезических работ. К этому времени Центром выполнено более 50 проектов для аэропортов СНГ и свыше 15 — для вертолётных площадок РФ. Неоднократно НИЦ «Геодинамика» выступал подрядной организацией ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», а его сотрудники хорошо знают специфику аэропорта. Дополнительным доводом в пользу НИЦ «Геодинамика» послужило также и то, что Центр является подразделением Московского государственного университета геодезии и картографии — крупнейшего геодезического вуза страны.

На территории аэропорта «Шереметьево» была создана сеть опорных геодезических пунктов — основа для любых геодезических и инженерных работ на объекте. Всего, с учётом рельефа, схем движения воздушных судов и наземного транспорта, было заложено 5 пунктов. С использованием GPS-приёмников была выполнена их привязка к постоянно работающей станции международной сети IGS, с помощью же профессионального программного обеспечение BERNESE были вычислены значения координат пунктов в системе WGS-84. Затем были определены координаты объектов — контрольной точки аэродрома (КТА), элементов взлётно-посадочных полос (ВПП), радиотехнических средств, мест стоянок воздушных судов, элементов рулёжных дорожек, — а также истинные и магнитные азимуты ВПП.

В рамках работ были получены профили для каждой взлётно-посадочной полосы, выявлены и определены координаты всех высотных объектов в I-IV зонах, которые могли бы быть препятствиями и оказывать влияние на безопасность полётов.

Все значения координат, помимо перевода в WGS-84, были переведены в российскую геодезическую систему координат ПЗ-90 и, для удобства использования внутренними службами аэропорта, — в системы координат СК-95 и локальные системы аэродрома. Значения высот аэронавигационных ориентиров и препятствий на приаэродромной территории были представлены: геодезическая высота — в WGS-84; геодезическая высота — в ПЗ-90; ортометрическая высота — в EGM96; ортометрическая высота — в Балтийской системе высот 1977 года; для высот препятствий дополнительно были приведены приращения высот относительно КТА.

Итоговые материалы были переданы на экспертизу в ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» и получили положительное заключение. На этом комплекс геодезических работ для сертификации Международного аэропорта «Шереметьево» в соответствии с нормативами ИКАО был выполнен.

С проведением геодезической съёмки аэронавигационных объектов аэропорта «Шереметьево» в системе координат WGS-84 был обеспечен необходимый уровень требований, предъявляемых ИКАО (Doc 9674) к точности, разрешающей способности и целостности аэронавигационной информации.

Геодезические же и картографические данные, полученные в ходе проекта, могут быть с успехом востребованы и для решения ряда других задач, например, таких как:

  • подготовка паспорта аэродрома в соответствии с международными стандартами;
  • создание баз аэронавигационных данных по аэропортам и воздушным трассам;
  • подготовка правоустанавливающих документов на территорию аэропорта и постановка её на кадастровый учёт;
  • создание электронного плана аэропорта для диспетчеризации воздушных судов и транспортных средств;
  • разработка трёхмерной модели приаэродромной территории для управления воздушным движением, оценки экологического воздействия авиации на окружающую среду.