Подготовка исходных геопространственных данных в WGS-84 для аэродромов и воздушных трасс Кыргызстана


Реализация проектов по подготовке исходных геопространственных данных в системе координат WGS-84 для аэропортов «Манас» (Бишкек), «Ош» (Ош), «Тамчи» (Иссык-Куль) и воздушных трасс Кыргызстана позволила республике первой из центрально-азиатских стран СНГ перейти на международные стандарты деятельности гражданской авиации.

 

 

 

Заказчики:
  • ОАО «Международный аэропорт «Манас»;
  • ГП «Кыргызаэронавигация»
Направления работ по проектам: Инженерно-геодезические изыскания для авиации: подготовка исходных геопространственных данных в WGS-84, создание ЦМР
Оборудование и технологии:
  • Высокоточное геодезическое оборудование серии Leica Viva (Leica Geosystems, Швейцария);
  • профессиональное ПО обработки GPS-измерений BERNESE (Astronomisches Institut Universität Bern, Швейцария);
  • цифровая фотограмметрическая система INPHO (Trimble, Германия);
  • программное обеспечение Leica Geo Office; SKI; LISCAD (Leica Geosystems, Швейцария)
Сроки реализации проектов: 2011 — 2012 гг.

Международный аэропорт «Манас», один из самых современных авиаузлов Центральной Азии, обслуживающий регулярные рейсы 16 авиакомпаний, располагается в 23 км к северо-западу от Бишкека, на высоте 633,24 м над уровнем моря. Имеет магистральную и соединительные рулёжные дорожки, пассажирский и грузовой перроны, более 75 стоянок для средних и дальних магистральных самолётов. Светосигнальное оборудование и система инструментальной посадки ILS-NM 7000 соответствуют II категории ИКАО. Управление аэропортом осуществляет ОАО «Международный аэропорт «Манас».

ГП «Кыргызаэронавигация» — предприятие по управлению воздушным движением и технической эксплуатации наземных средств радиотехнического обеспечения полётов. Организационно входит в структуру Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики. Имеет филиалы — Бишкекский и Ошский — с центрами управления воздушным движением основных и приписных к ним аэропортов. Является членом Межгосударственного координационного совета «ЕВРАЗИЯ», Ассоциации по организации планирования воздушного движения и потоков МАС «Восток», Информационно-координационного совета по проблемам долгов в сфере аэронавигационного обслуживания ИКСАНО. Сотрудничает с ИКАО, МАК и Евроконтролем.


Ситуация

Переход к подготовке аэронавигационных данных в системе координат WGS-84 обусловлен не только и не столько стремлением государственных органов Кыргызстана, предприятий аэронавигации, авиационных администраций действовать в соответствии со стандартами и рекомендованной практикой ИКАО. Это, прежде всего, реализация комплекса мер, основная цель которых — повышение уровня безопасности полётов и привлекательности аэропортов и воздушного пространства страны для авиаперевозчиков. Это предусмотрено Постановлением Правительства Кыргызской Республики № 317 от 08.08.2007 «О внедрении в деятельность гражданской авиации Кыргызской Республики Всемирной геодезической системы координат 1984 года (WGS-84)», это, в конце концов, требование сегодняшнего дня.


Решение

Все инженерно-геодезические изыскания были выполнены в период с октября 2011 по апрель 2012 года. В работах совместно со специалистами НИЦ «Геодинамика» МИИГАиК принимали участие специалисты Государственной картографо-геодезической службы Кыргызской Республики («Госкартография») и Кыргызской комплексной аэрогеодезической экспедиции. Аудит осуществляла комиссия независимых экспертов, сформированная Межгосударственным авиационным комитетом (МАК).

Кыргызстан, расположение аэропортов «Манас», «Ош» и «Тамчи»

Проекты предусматривали:

  • создание опорных геодезических сетей, проведение геодезической съёмки навигационных элементов и трассовых радионавигационных средств аэропортов «Бишкек», «Ош» и «Тамчи»;
  • построение цифровых моделей рельефа (ЦМР) части приаэродромных территорий аэропортов «Ош» и «Тамчи»1, 2;

1 ЦМР созданы в проекции UTM 43N и включают порядка 7 млн точек с шагом 10 м для аэропорта «Ош» и по-рядка 1 млн точек с шагом 15 м для аэропорта «Тамчи»; после коррекции и проверки качества разрежены до шага в 30 м и трансформированы в систему координат WGS-84. Контроль качества проведён по точкам, координаты ко-торых определены инструментально в ходе полевых работ, а также взяты с картографических материалов.

2 Аэропорт «Манас» располагается в равнинной местности, поэтому работы по созданию ЦМР для него не велись.

  • геодезическую съёмку трассовых навигационных средств Кыргызской Республики (ОПРС «Балыкчи», ОПРС «Чалдовар», ОПРС «Калиновка», ОПРС «Каракол», ОПРС «Джалал-Абад», ОПРС «Нарын ГЭС», ОПРС «Чолпон-Ата», VOR/DME «Манас», ТРЛК «Скала»);
  • проведение независимой экспертизы выполненных работ.

На снимке слева: схема блока аэрофотоснимков аэропорта «Ош»; на снимке справо: цифровая модель местности и препятствий аэропорта «Тамчи»

При реализации проектов исполнители руководствовались следующими регламентирующими документами:

  1. Руководство по Всемирной геодезической системе — 1984 (WGS-84), издание второе. — ИКАО, 2002;
  2. Аэродромы. Приложение № 14 к Конвенции о международной гражданской авиации, издание четвёртое. — ИКАО, 2004;
  3. Службы аэронавигационной информации. Приложение № 15 к Конвенции о международной гражданской авиации, издание двенадцатое. — ИКАО, 2004;
  4. Integrity of Aeronautical Information – Aeronautical Data Origination. Eurocontrol.

Итоги проектов были подведены 12 апреля 2012 года в Бишкеке на семинаре-практикуме «Геодезическая съёмка на гражданских аэродромах и воздушных трассах в системе координат WGS-84», организованном МАК совместно с ОАО «Международный аэропорт «Манас» и ГП «Кыргызаэронавигация», собравшем руководителей и ведущих специалистов авиационных администраций и предприятий аэронавигации стран СНГ.

Участники международного семинара-практикума (Бишкек, 12.04.2012)

Как следует из заключения экспертной комиссии, результаты инженерно-геодезических изысканий полностью соответствуют требованиям Руководства по Всемирной геодезической системе — 1984 (ICAO, Doc 9674 — AN/946).

НИЦ «Геодинамика» МИИГАиК давно и успешно занимается подготовкой аэронавигационных данных для российских аэропортов и центров Госкорпорации по ОрВД, в 2008 — 2010 годах проекты, подобные кыргызским, были реализованы в Беларуси. Именно поэтому руководство МАК, выступающее координатором работ в рамках Дорожной карты ИКАО на территории СНГ, посчитало целесообразным обобщить опыт НИЦ «Геодинамика» МИИГАиК и детально рассмотреть такие вопросы, как:

  • переход на международные стандарты (преимущества, ключевые этапы, типичные проблемы и способы их разрешения);
  • обеспечение единства и целостности аэронавигационной информации при организации работ в системе координат WGS-84 на аэродромах и трассовых объектах;
  • регламентное геодезическое обслуживание аэропортов.

Выступление директора НИЦ «Геодинамика» МИИГАиК Виктора Лобазова

Участники бишкекского семинара дали высокую оценку реализованным проектам и наработкам НИЦ «Геодинамика» МИИГАиК, которые могут быть с успехом тиражированы в странах СНГ.

Э. Т. Шайдинов, Председатель Правления — Президент ОАО «Международный аэропорт «Манас».
«…Для Кыргызской Республики, первой из центрально-азиатских стран СНГ осуществившей перевод геопространственной информации для аэронавигации на международные стандарты, реализованные проекты — серьёзный шаг по выполнению начальных этапов Дорожной карты ИКАО и переходу от САИ к УАИ (от служб аэронавигационной информации к управлению аэронавигационной информацией), а в ближайшей перспективе — внедрению современных процедур организации воздушного движения с использованием данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), ГИС-технологий, созданию цифровых моделей рельефа (ЦМР), картографических баз данных аэропортов (AMDB), осуществлению ряда иных мер, качественным образом влияющих на повышение уровня безопасности полётов и привлекательности Кыргызстана для международных авиаперевозчиков».

07.2012