Создание цифровой модели рельефа приаэродромной территории аэропорта «Геленджик»


В ходе проекта была создана цифровая модель рельефа (ЦМР) части приаэродромной территории аэропорта «Геленджик», предназначенная для дизайна процедур маневрирования воздушных судов (ВС), в т. ч. оценки возможности построения процедуры вылета ВС.

ЦМР включает свыше 4 млн точек с шагом 5*5 м в проекции UTM 37N, система высот — WGS-84. Среднее отклонение значений высот от контрольных значений, пулученных инструментально, составляет ±1,5 м.

Заказчик: Компания «Базэл Аэро»
Направления работ по проекту: Инженерно-геодезические изыскания для авиации: создание ЦМР
Оборудование и технологии:
  • Цифровая фотограмметрическая система INPHO (Trimble, Германия);
  • высокоточное геодезическое оборудование серии Leica Viva (Leica Geosystems, Швейцария)
Сроки реализации проекта: 2011 г.

Аэропорт «Геленджик» располагается на черноморском побережье Краснодарского края в 10 км западнее города Геленджика, в 100 км от Анапы и 170 км от Краснодара. Имеет асфальтобетонную взлётно-посадочную полосу класса Б длиной 3100 и шириной 60 м; способен принимать такие воздушные суда, как Ил-76, Ту-154/204, Boeing 737, Airbus A319/320 и более лёгкие.

 


Ситуация

Для обеспечения надлежащего уровня безопасности полётов и увеличения пропускной способности воздушных трасс, аэродромов и вертодромов в период подготовки и проведения Олимпийских игр 2014 года в городе Сочи вся авиационная инфраструктура региона, и в том числе инфраструктура аэропорта «Геленджик», должна быть приведена в соответствие с действующими российскими нормативными документами, а также стандартами и рекомендованной практикой ИКАО. Реализация этих мер создаст необходимые условия для полноценной деятельности отечественных и зарубежных авиаперевозчиков.

В этой связи одним из ключевых направлений работ является создание цифровых моделей рельефа приаэродромных территорий аэропортов.

Решение

Работы по созданию цифровой модели рельефа части приаэродромной территории аэропорта «Геленджик» были выполнены Научно-исследовательским центром «Геодинамика» МИИГАиК в марте-апреле 2011 года. Заказчиком выступила компания «Базэл Аэро».

Компания «Базэл Аэро», основанная в 2007 году, является оператором аэропортов в Сочи, Краснодаре, Анапе, Геленджике и Ейске. Среди основных задач «Базэл Аэро» — создание на юге России единого авиационного узла, реконструкция и обновление инфраструктуры аэропортов, внедрение современных технологий обслуживания воздушных судов, перевозки пассажиров и грузов.

Основанием для реализации проекта являлось Приложение 15 к Конвенции о международной гражданской авиации (с учётом поправок 33 и 34).

При построении ЦМР были выполнены следующие виды работ:

  • дешифрирование снимков;
  • определение координат опознаков на местности;
  • внешнее ориентирование стереопары;
  • фотограмметрическая обработка стереопары.

Внешнее ориентирование стереопары проводилось по 15 опорным точкам.

ЦМР, в общей сложности включающая 4 049 499 точек, создана в автоматическом режиме с шагом 5*5 м в проекции UTM 37N, система высот — WGS-84.

Контроль качества выполнен по 129 контрольным точкам, из которых координаты 49 точек определены инструментально в ходе полевых работ, остальных 80 — сняты с топографической карты масштаба 1:50 000. Среднее отклонение значений высот ЦМР от контрольных значений, полученных инструментально, составляет ±1,5 м.

ЦМР приаэродромной территории аэропорта «Геленджик» в различных ракурсах

ЦМР и данные по искусственным препятствиям были использованы для оценки возможности построения процедуры вылета ВС.

На снимке слева: оценка возможности построения процедуры вылета ВС по модели рельефа местности;
на снимке справа: оценка по искусственным препятствиям

В. Я. Лобазов, директор НИЦ «Геодинамика» МИИГАиК.
«Наши работы в Геленджике вполне вписываются в контекст меморандумов о сотрудничестве МИИГАиК и «Базэл Аэро» с компанией «Боинг», заключённых на МАКС-2011 и направленных на реализацию совместных проектов по повышению пропускной способности аэропортов олимпийского региона. Планируется, что в 2011-2012 годах цифровые модели рельефа приаэродромных территорий будут созданы и для аэропортов городов Сочи, Краснодара, Анапы и Ейска. Кроме того, договорённости предусматривают:

- актуализацию аэронавигационных данных и данных о препятствиях в районе аэродромов, приведение информации по полноте и качеству к требованиям действующих национальных и международных документов1;
- подготовку аэронавигационных данных для открытой публикации в национальных и международных источниках2;
- создание картографических баз данных аэродромов.

Выполнение этих договорённостей, совместно с решением проблем по оптимизации использования воздушного пространства и совершенствованию инфраструктуры аэропортовых комплексов, безусловно, приведёт к повышению привлекательности аэропортов для российских и зарубежных авиаперевозчиков и к качественно новому уровню безопасности полётов».


1, 2 В 2011 году заявленные работы выполнены НИЦ «Геодинамика» МИИГАиК для аэропортов «Шереметьево» (Москва), «Казань», «Курумоч» (Самара), «Пашковский» (Краснодар), «Ростов-на-Дону», «Кемерово» и ряда др.

01.2012